Нейроэкономика — наука, которая читает наши мысли и решения

Нейроэкономика — это совокупность сразу 3 наук — экономики, психологии и биологии. Она расскажет все о том, как наш мозг делает выбор между правдой и обманом, осознанно или подсознательно, ценой обмана самого себя. Не каждое наше решение способны объяснить существующие науки, а нейроэкономика может.

Яркий пример: мы наслышаны о страшных ураганах в США. Они сильные, порой беспощадные, с огромным количеством жертв. Этим зловещим ураганам присваивают имена. И вот что удивляет. По статистике ураганы, носящие женские имена, уносят больше человеческих жизней, чем ураганы с мужскими именами. Традиционная наука не в состоянии дать объяснение, почему люди считают ураган с женским именем менее опасным. Нейроэкономика собирает совокупность знаний экономистов, психологов и нейробиологов, чтобы понять процесс формирования решения и предсказать его, изучая активность мозга.

Кто делает выбор за нас

Нейроэкономисты утверждают, что решения принимаем не мы, а наш мозг, собирая воедино огромное количество фактов и нюансов. И что еще больше спустит нас сильных и независимых на землю — наш выбор во многом зависит еще и от биологических факторов.

Любопытный пример. Знаете, что соотношение длины указательного и безымянного пальцев определяет вашу склонность к риску? У женщин пальцы примерно одинаковы по длине, у мужчин ассиметрия выражена больше. Причина кроется в тестостероне, который влияет на ребенка в утробе матери.

Под его воздействием развивается не только головной мозг человека, но и длина пальцев. Любопытный эксперимент был проведен на лондонской товарной бирже. Выводы получились следующие: участники торгов, которые проявляли больше риска в своих торговых решениях имели более ассиметричные пальцы.

Все потому что мама во время беременности одарила их большей порцией тестостерона! Так что не обольщайтесь насчет того, что вы хозяин жизни и делаете выбор исключительно самостоятельно.

Интуитивная и рациональная система принятия решений

развитие интеллекта с помощью онлайн тренажеров викиум

Экономисты еще несколько десятилетий назад увидели, насколько порой странные и где-то даже неадекватные решения способен принять человек на эмоциях. Для обнаружения причинно-следственных связей привлекли самые светлые гении психологической науки, включая обладателя Нобелевской премии Даниеля Каненмана. Так было выявлено 2 системы принятия решений.

  1. Интуитивная — она же эмоциональнаябыстраяпозволяющая обработать сразу много информацииОна во многом автоматична и в итоге способна подвести человека к хаотичным, необдуманным поступкам.
  2. Рациональная — медленнаяпоследовательная.

тест какое полушарие ведущее

Еще пара исследований, заставивших ученых усомниться в том, что человек делает выбор сам.

  1. Бенджамин Либетасильно доказал, что осознание решения происходит по сигналу от мозга гораздо раньше, чем человек его осознает и предпринимает действие. В этом ученому помогла энцефалограмма мозга.
  2. Подтвердился эксперимент уже на МРТ. Аппарат показал, что за 8 секунд до осознания решения, его уже можно предсказать.

На основании всех этих наблюдений и экспериментов 3 представителя разных научных направлений, изучающих механизм принятия той или иной позиции, дали начало новой науке — нейроэкономике. Имена этих ученых, нобелевских лауреатов:

  • Пол Глимчер — нейробиолог
  • Вернон Смит — экономист
  • Даниел Канеман — психолог

Как принимается решение по версии нейроэкономики

  • возникает проблема
  • сравниваются возможные варианты решения
  • производится выбор
  • полученный результат оценивается и переводится в опыт

Наибольший процент экспериментов и наблюдений в нейроэкономике сосредоточен на этапе сравнения возможных вариантов решения.

Как делается выбор по версии классической экономики

Классическая экономика считает, что выбирая из нескольких вариантов, человек принимает решение рационально, основываясь на том, что с его точки зрения наиболее полезно и больше нравится. И изучает, почему выбирается та или иная разновидность товара или услуги, основываясь на максимальной полезности или ценности.

Но как определить объективную ценность и посчитать её в абсолютных единицах, экономическая наука не описывает. Нейроэкономика, в основном, изучает процесс сопоставления разных вероятных решений, используя экономические модели для исследования деятельности мозга.

Было установлено, что субъективная ценность определяется и может быть описана активностью нейронов в прилежащем ядре и орбитофронтальной коре, которая отвечает за эмоции при выборе.

Эксперимент по принятию решения с крысами

Известен опыт с крысами, которой вживляли электроды в прилежащее ядро, и давали возможность грызуну стимулировать электрическим разрядом свой мозг. Крысы умирали от обезвоживания и истощения, непрерывно нажимая на педаль. Ценность этой процедуры оказалась важнее базовых инстинктов.

Сканирование мозга

Группа исследователей Стэнфордского университета сканировали активность прилежащего ядра, проводя простейшие экономические эксперименты:

  • она увеличивалась при перечислении денег на счёт
  • и даже при ожидании предстоящего перечисления
  • менялась при размышлении о покупке товара или демонстрации различных блюд
Интересно, что по реакции прилежащего ядра на изображения с едой, можно предположить, какой вес наберет человек в ближайшие месяцы.

Появился инструмент, оценивающий процесс выбора вариантов и эмоций, определяющих принятие решения.

Эксперимент, доказывающий удовольствие от добрых дел

В исследовании журнала Science описываются причины человеческого альтруизма. Авторы дают точный ответ на вопрос: доставляет ли удовольствие оказание помощи другим людям и делают интересные выводы.

Сканирование мозга с целью исследования системы ценностей позволяет ответить на многие вопросы. Например, в статье журнала Science — «Реакция нейронов на налогообложение и добровольные пожертвования» раскрываются мотивы благотворительных пожертвований.

Существуют две основные системы благотворительности. Назовём их условно европейской и американской:

  • В Европе большие налоги и из них финансируются социальные программы для малоимущих.
  • Американцы платят меньше налогов, жертвуя в большое количество частных благотворительных фондов.

За какой из этих систем будущее? Что больше нравится людям?

Нейроэкономические исследования показали, что нейроны прилежащего ядра проявляют повышенную активность не только когда человеку дают деньги, но и когда он жертвует их.

Мозг получает удовольствие, помогая другим. Безусловно, речь идёт о добровольной помощи.

Так что за добровольными благотворительными фондами будущее. Они могут успешно функционировать и без внешней поддержки со стороны государства.

Изучение лобных долей

Другое направление нейроэкономики — это изучения лобных областей коры головного мозга. Исследования в Калтехе показали, что они:

  • Ответственны за самоконтроль
  • Особенно активны у людей, которые противостоят соблазну. Например, отказываются от курения
  • Активно влияют на центры мозга, кодирующие ценности

Рассматривать процесс принятия решений необходимо, анализируя активность всех центров мозга, ответственных за это. Рассмотрим долгосрочный выбор. Планируя своё будущее, человек зачастую должен отказаться от сиюминутных удовольствий. Задумываясь о пенсии или планируя отпуск, он лишает себя реальных благ сейчас.

А люди любят получать всё и сразу, не откладывая вознаграждение на потом. Это показал эксперимент, в котором предлагалась небольшая сумма сразу или гораздо большая, но спустя длительное время.

В исследованиях Самуэля Макклюра установлено, что эмоции и прилежащее ядро активизируются, когда речь идёт о деньгах сейчас. Но в процессе эволюции развились лобные области коры. А они способны думать абстрактно и делать выбор, касающийся будущего.

Опыт выявил, что нейроны прилежащего ядра более активны, когда ситуация решается в пользу — взять деньги сразу. А кора предпочитает более большую сумму, пусть даже полученную позже.

Эти две системы принятия решений работают параллельно и порой вступают в конфликт. Эмоциональная реагирует быстро, на ассоциациях и медленно обучается. Рациональная решает медленно, старается действовать по правилам и более гибкая в обучении. Обе обладают достоинствами и недостатками и находятся в процессе активного изучения.

Ссылка на основную публикацию