Как развить творческое мышление

Творческое мышление напрямую связано с воображением. Оно не менее важно для успеха, чем логика. Взаимодействие критического мышления и творческого позволяет интеллекту человека работать на порядок эффективнее в любой сфере. Точно так же, как в математике нужна креативность, в литературе или живописи часто не обойтись без логики.

Развитие серьезного творческого мышления опирается на использование специальных упражнений. Они описаны ниже.

Креативность позволяет человеку решать задачи,  на практике кажущиеся неразрешимыми. Также оно помогает добывать недостающие крупицы информации. Человеку с развитым интуитивным началом легче составить целостную картину интересующей его проблемы.

Что такое творческое мышление

особенности творческого мышления

Главные особенности творческого мышления – это умение глубже проникнуть в суть вопроса, усилить познавательные способности, решить сложную задачу. Дж. Гилфорд, автор психологических исследований творческого мышления, выделял характерные черты:

  1. Устремленность ко всему необычному, к новизне.
  2. Способность увидеть привычную вещь под другим углом, использовать ее нестандартным образом.
  3. Умение обнаруживать неочевидные свойства обычного предмета.
  4. Способность создавать новые идеи в напряженной или неопределенной ситуации.

Творческий характер мышления, по мнению других психологов, проявляется в следующем:

  • Оно никогда не повторяет уже знакомого, идя по необычной траектории. Творческая личность всякий раз решает задачу другим, оригинальным путем.
  • Серьезное творческое мышление, как и логическая мысль, предполагает наличие критического настроя. Креативная личность критически относится ко всему привычному, стремясь улучшить его. Иногда это приводит к конфликтам с окружением.
  • Также креативная личность легко отыскивает несколько решений для одного и того же задания. Она не довольствуется единственно верным вариантом.
  • Творческий человек умеет усматривать причинно-следственные связи между явлениями, которые на первый взгляд кажутся незаметными.

Ученые до сих пор не знают, какая именно зона мозга отвечает за креативность. Можно сделать вывод, что сущность творческого мышления – это несколько свойств, которые есть у человеческого интеллекта.
К таким элементам креативности относят:

  • воображение,
  • ясность сознания,
  • интуицию,
  • гибкость мыслительного процесса,
  • умение переносить знания из одной сферы в другую плоскость,

и многие другие свойства. Все эти качества нужны в реальной жизни. Именно они делают человека находчивее, изобретательнее, богаче и счастливее.

Тесты

В тесте творческого мышления, разработанного П. Торренсом, испытуемому нужно дорисовать графические элементы. Например, дополнить картинку, на которой изображена волна, или же заполнить изображением контуры овальной фигуры.

Иногда используется и тест дивергентного (в некоторых вариантах – творческого) мышления Вильямса. Опросник состоит из восьми разделов, оценивающих оригинальность, гибкость, беглость, любознательность и другие качества. Обычно тест дается школьникам.

Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» по Хеллер используется для анализа одаренности у детей с 10-11 лет. Во время тестирования школьникам нужно придумать как можно больше вариантов использования предметов (линейки, газеты). Тестирование творческого мышления по этому методу обычно выполняется на время: на обдумывание каждого предмета дается по 6 минут.

Как развить творческое мышление

развитие творческого мышления

Иногда говорят, что креативности нельзя научить. Это не совсем так. Врожденные таланты играют роль. Но в то же время почти все произведения искусства и достижения науки создавались именно взрослыми, развившими в себе созидательное начало. Следующие упражнения помогают усилить творческую интуицию.

Расшифровка аббревиатур

К этой технике развития творческого мышления можно прибегать в любое свободное время: стоя в очереди, в автомобильной пробке, во время скучной домашней работы. Метод заключается в том, чтобы придумать как можно больше расшифровок аббревиатур. Для примера рассмотрим слово «СУП».

  • «Самый умный полицейский»;
  • «Сон уставшего пассажира»;
  • «Сообщество умопомрачительных парижанок».

И другие. Потренировавшись, можно развивать фантазию и изобретательность с помощью слов, состоящих из 4 и более букв.

Придумывание вымышленного персонажа

Техника хорошо подходит для развития творческого мышления и фантазии у младших школьников. Упражнение проделывается так:

  • Фамилия, имя или прозвище.
  • В каком доме он (она) живет? На какой улице, в какой стране?
  • Какой его (ее) самое любимое блюдо?
  • Если бы этот персонаж превратился в цвет, то каким бы он был?
  • Если бы он стал животным, то каким?
  • Имеется ли у него (нее) тайна? Какая?

Находить как можно больше вариантов использования обыденных вещей.

Придумать нужно минимум 10 идей. Для разминки берут любой попавшийся на глаза предмет. Взрослому полезно для размышлений ответить на несколько вопросов по поводу того, можно ли этой вещью:

  • что-нибудь удерживать;
  • делить другой предмет на две или более частей;
  • направлять другую вещь, перемещать ее в пространстве;
  • о чем-нибудь с ее помощью информировать.

методы активизации творческого мышления

Если речь идет о развитии творческого мышления и изобретательности у старших дошкольников, формулировки немного переделывают:

  • Можно ли что-нибудь хранить внутри этой вещи?
  • Можно ли с ее помощью издавать какой-нибудь звук?
  • Как можно играть с предметом?
  • Получится ли с его помощью рисовать?
  • Как можно учиться (читать, считать, наблюдать за окружающей природой), используя данную вещь?
  • Получится ли пользоваться ею в качестве транспорта (для себя, игрушек)?
  • Понадобится ли она еще кому-нибудь в работе (маме на кухне, папе в гараже, дедушке с инструментами)?

Практика изменения характеристик предмета

Этот метод стимулирования творческого мышления заключается в изменении свойств любого предмета (пуговицы, стакана, стула – чего угодно):

  • прибавить какую-либо часть к предмету, или отнять его у него;
  • поменять цвет;
  • поменять материал, из которого он изготовлен;
  • поменять местами части этого предмета;
  • изменить его внешнюю форму;
  • уменьшить или увеличить.

упражнения на развитие творческого мышления

Воспользовавшись этой технологией для развития креативности и творческого мышления, один из кондитеров решил обновить свою фабрику. На ней стали производить противоположность печенья с шоколадной крошкой – печенье с кусочками белого шоколада.

Покупатели быстро раскупали новое печенье. Это принесло предприимчивому кондитеру немалый доход. Нетрудно догадаться, что в данном случае были использованы пункты 2 и 3 – подвергся изменению цвет и материал предмета.

Спички с римскими цифрами

Чтобы научиться видеть мир под другим углом, полезно и решение головоломок. Следующее арифметическое выражение неверное. Как исправить его, не касаясь спичек, не перемещая их, не добавляя и не убирая?

развитие творческого мышления дошкольников

Ответ Показать ответ

Методы развития творческого мышления

Майнд-карты

майнд карты для развития творческого мышления

Один из самых лучших методов стимулирования творческого мышления – майнд-карты. При их составлении ключевое понятие пишут в центре чистого листа. Вокруг него рисуют стрелки и выписывают ассоциации, связанные с этой идеей. Каждая из этих ассоциаций обрастает новым кругом связанных с ней понятий.

Полезен для тренировки креативности и такой вариант: слева на листе пишут интересующую проблему, а справа – идеальное положение вещей. Между ними рисуется цепь действий, которые должны привести к решению. Выходит удобная схема, наглядно показывающая, как достичь цели. Такая майнд-карта демонстрирует и промежуточные этапы, на которые можно ориентироваться в работе.

Метод фокальных объектов

Этот метод активизации креативности и творческого мышления выполняется в 6 шагов:

  1. Сначала выбирают «фокальный» объект – то, что нужно изменить.
  2. Выбираются 2-5 других случайных предмета. Например, понятия из книги или журнала (непременно существительные). Они должны максимально отличаться от фокального объекта по своим свойствам.
  3. На бумаге выписываются характеристики этих случайных объектов.
  4. Затем их присоединяют к фокальному объекту. Егохарактеристики следует развить путем создания новых ассоциаций.
  5. Конечный результат оценивается с позиции интересности и возможности использования на практике.

Предположим, фокальный объект – жвачка. Другие три объекта, выбранные произвольно – «сон», «солнце», «кресло». Определяются характеристики этих объектов:

  • «сон» — сладкий, безмятежный, тихий;
  • «солнце» — яркое, теплое, лучистое;
  • «кресло» — удобное, мягкое, старое.

Все сочетания использовать не нужно – ведь очевидно, что многие из них окажутся нежизнеспособными. Но приписывая эти свойства жвачке, можно получить и занимательные варианты. Например, свойство «безмятежный» наталкивает на мысль о производстве жвачки с мгновенным успокаивающим эффектом. Характеристика слова «солнце» «яркое» может стать идеей для создания светящейся жвачки для детей. Или можно сделать продукт и «удобным» — например, выпуская жвачку в небольших коробочках с удобной защелкой.

Метод «Шести шляп» де Боно

Один из самых серьезных способов развития творческого мышления был предложен Эдвардом де Боно. Он называется«Методом шести шляп». В нем мышление делится на шесть способов, представляемых головным убором разного цвета. Краткое описание каждой «шляпы» таково:

  1. Белая (информационная). Этот тип думания предполагает оперирование сухими фактами.
  2. Красная (шляпа эмоций и чувств). Здесь мышление связано с внутренними переживаниями, желаниями и мечтами. Шляпа выражает чувства, имеющиеся по поводу проблемы.
  3. Черная (скептицизм).Черная шляпа страхует от безрассудных и бессмысленных идей, выявляет риски.
  4. Желтая (оптимизм). Логика желтой шляпы заключается в выявлении плюсов и возможных перспектив.
  5. Зеленая (креативность). Прибегая к этой стратегии, человек придумывает новые идеи, а также изменяет уже существующие.
  6. Синяя (организованность). Надевая данную шляпу, мыслитель управляет собственным разумом, направляет его в необходимое русло. Этот тип полезно использовать в самом начале созидательного процесса, а также в конце, для оценки результатов.
Метод латерального мышления Эдварда де Боно заключается в том, чтобы отказаться от привычной логики и повернуть мышление в сторону новых идей.

Автор идеи проводит аналогию между этим типом думания и задним ходом автомобиля: оно помогает выбраться из тупикового направления, но часто применять его нет надобности. Чтобы сместить вектор мысли, дать ей новое направление де Боно рекомендует:

  1. уйти от общепринятых клише;
  2. подвергать критической оценке допускаемое, сомневаться в нем;
  3. использовать необычные новые идеи (даже если они кажутся абсурдными).

Система ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

Система ТРИЗ для развития творческого мышления предполагает, что:

  1. Технический прогресс происходит по определенным законам. Исследовав эти законы, их можно применять в работе и обычной жизни.
  2. Все разнообразие изобретательских трудностей можно разбить на группы и успешно решить.
  3. Традиционная логика отличается от изобретательской. Используя первую, человек идет на компромисс. Прибегая ко второму типу, он отыскивает глубокие противоречия, лежащие в корне проблемы.
Раньше система ТРИЗ использовалась только в науке и технике. Теперь же ее с успехом применяют в бизнесе, экономике, педагогике.

Упражнения из ТРИЗ для развития творческого мышления:

  • Назвать как можно большее количество предметов, которым свойственно заданное качество (горячий, круглый, колючий, жидкий).
  • Перечислить как можно больше предметов, которым свойственна пара качеств (колючий и горячий, твердый и квадратный, белый и яркий).
  • Назвать как можно больше изменяющихся свойств, выявляемых во время наблюдения за простым процессом (закипание воды, горение свечи, надувание воздушного шара). Например, во время горения свечи меняется ее размер и вес, нагревается воздух, пламя становится большим или меньшим.
  • С помощью логических выводов доказать абсурдную гипотезу. Например, что наличие бороды полезно для здоровья. Человек с бородой кажется окружающим мудрее – отношение к нему более уважительное – социальные контакты положительно влияют на настроение, что благоприятно отражается на состоянии здоровья.

Курс Викиум для развития творческого мышления

Онлайн тренажер для мозга Викиум

Подробно о том, как развить творческое мышление, рассказывается в специализированном курсе Викиум.

Курс дает возможность:

  • Узнать, как созидательное начало в человеке понималось в различные времена, что вкладывали в это понятие великие люди.
  • Выяснить, что такое креативность в психологии и физиологии.
  • Убедиться на практике в том, что каждая личность – это первооткрыватель и исследователь. Ограничения создаются только ею самой. В рамках курса «Викиум» пользователь обучается тому, чтобы разрешать себе быть творцом.
  • Снова научиться замечать явления, во взрослом возрасте кажущиеся пустяковыми.
  • Детально разобраться, как работает мозг. Курс помогает научиться управлять своим интуитивным началом. В процессе работы пользователь поймет, что у каждого человека изначально имеется гигантский спектр возможностей, чтобы проявить себя в различных жизненных областях.
  • Научиться применять полученные знания на практике. Курс рассчитан не только на те сферы, которые традиционно считаются творческими (рисование, музыка, танцы или ремесла). Они будут полезными и в быту, и в работе.
  • Отыскать собственную нишу и реализовать имеющиеся таланты.
  • Опробовать техники, помогающие развить креативность. Подобрать самые действенные для себя задания. В курсе представлены упражнения разного уровня сложности.
Он подробно освещает такие техники, как ТРИЗ, метод фокальных объектов, мозговой штурм, креативная теория Уолта Диснея и другие методики. Все эти приемы человек часто применяет в обыденной жизни на бессознательном уровне. Их очень полезно применять осознанно для решения практических задач, что и происходит в процессе курса Викиум.

Каждый из уроков заключает в себе:

  • Набор графических схем;
  • Видеоурок;
  • Комплекс упражнений.

Также курс развивает следующие качества:

  • Фантазию и воображение;
  • Память и внимание;
  • Логическое мышление;
  • Способность находить нетривиальные решения сложных задач;
  • Умение воплощать в жизнь задуманное.

Отзывы о курсе помогают составить представление о том, какую пользу приносит его прохождение на практике:

  • Многим курс помог научиться нешаблонно мыслить, развить креативность. Уроки насыщены и теорией, и наглядными примерами, и занимательными упражнениями. Поначалу техники определенного уровня кажутся сложными. Но после систематических занятий остается только удивляться возможностям, заложенным в мозге.
  • Некоторым людям курс помог избавиться от страхов и ограничений. Раскрепостившись, они научились пользоваться своим интуитивным началом в обычной жизни.
  • Пользователи отмечают, что устойчивый результат появляется после долгих тренировок. Через некоторое время после работы с заданиями воображение становится богаче, развивается память и внимание.
  • Еще один плюс – обучение в виде игры. Оно позволяет снова обрести тягу к получению знаний. Это полезно для тех людей, кому пребывание в школе или вузе было не в радость и кому проще даются игровые задачи.
Ссылка на основную публикацию