Содержание
Кинезиология – наука, изучающая развитие интеллектуального потенциала и здорового тела с помощью определенных движений тела.
Благодаря этим упражнениям создаются новые нейронные сети и происходит качественное улучшение эффективности взаимодействия полушарий мозга. Повышается уровень развития.
Слово «кинезиология» берет начало от греческого «кинезис» — движение и «логос» — наука. Направление родом из 60-х гг. двадцатого века. В ее основе лежат древневосточные философские, медицинские учения, научные направления:
- генетика,
- психонейрофизиология,
- информатика и кибернетическое направление,
- психология, педагогика.
В общую кинезиологию входит:
- Образовательная кинезиология
- Гимнастика для ума — разработана учеными психологами Гейлом и Полом Деннисон
- Нейрокинезиология
- Спортивная кинезиология
- Медицинское направление
Кинезиология отслеживает динамику мышечной системы. Перенапряжение или дряблость ее участков помогают диагностировать заболевания. Каждая мышца, подобно точкам аккупунктуры, связана с определенными органами и их системами. Связь с мозгом тотальна и импульсы могут исходить в обоих направлениях.
Какие направления кинезиологии бывают
Определены 3 ветви науки. Первое – прикладное или телесно-ориентированное. Для него типичны:
- нацеленность на вычисление телесных зажимов
- обоснование связи блоков в теле с болезнями пациента
- снятие зажимов с сопутствующим излечением
Второе направление кинезиологии — двигательно-ориентированное. Отечественные медики используют термин «биомеханика. Ее отличают:
- ориентированность на нахождение оптимальной траектории движений
- изучение механики движений каждой из частей тела, каждой мышцы
Третье направление науки — психотерапевтическая кинезиология. Она отличается:
- восприятием мышц как индикаторов психологического состояния
- снятием в первую очередь психического напряжения, а уже во вторую мышечного
- мануально-вербально-невербальным общением меж врачом и пациентом
Это помогает:
- Более качественному и быстрому усвоению новых знаний
- Развитию психофизических функций
- Улучшению координации движений
- Укреплению нервной системы
- Расширению границ возможностей мозга
Нейрогимнастика полезна и для детей, и для взрослых. Очень эффективная при работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.
Если вы хотите получать больше удовольствия от жизни, сделать ее насыщенной, здоровой, получая удовольствия от движений, психотерапевтическая кинезиология — то, что надо.
Коорекция кинезиологическими упражнениями помогает существенно улучшить детскую память, речевые способности, внимание, чтение и письмо, моторику, представления о пространственно-временных особенностях, повышает стрессоустойчивость и развивает волевые качества.
С детьми, нуждающимися в корректирующих занятиях, необходимо упражняться несколько раз в неделю, в спокойной обстановке. Занятия должны быть индивидуальными, потому что важна точность выполнения.
Можно заниматься дома с родителями или на специальных тренировках по кинезиологии. Как и на любом обучении занятия строятся от простых упражнений к более сложным.
Преподаватель в обязательном порядке должен сначала сам осознать все упражнения и проследить изменения, которым они способствуют. Это позволит во время занятий с ребенком видеть прогресс и понимать, когда можно переходить на другой уровень.
Методы кинезиологии
Для прикладного направления типично мануально-мышечное тестирование или ММТ. Биомеханику центр кинезиологии причисляет к ответвлениям прикладной науки. Соответственно, для двигательно-ориентированной терапии тоже актуально ММТ.
Психотерапевтическая кинезиология «опирается» на метод «три в одном». Суть в едином воздействии на тело, разум и дух. Начиная с мышечного теста, кинезиологи переходят к поведенческому барометру. Это переключение из угнетенного в приподнятое состояние основано на дуальных парах типа:
- Враждебность – Энтузиазм
- Обида – Интерес
- Отсутствие выбора – Открытые горизонты
- Страх потери – Уверенность
- Горе и вина – Равенство
Кинезиологи применяют психо-мышечные рычаги переключения с минуса на плюс. Так избавляются от провоцируемого отрицательными эмоциями стресса. Он блокирует участки мозга. Человек начинает упускать мысли и перспективы. Метод «три в одном» возвращает интегрированный взгляд на жизнь.
Прикладная кинезиология, хоть и сосредоточена только на теле, рассматривает его целостно. Потерю тонуса одной мышцей видят подобно проржавевшему винтику в машине. Не приведешь в порядок крепеж – развалится все авто. Для его комплексной диагностики к мышечному тестированию добавляют вспомогательные методы:
- Анализ позы. Изучается положение тела при дискомфорте, покое и движении. Учитываются структура и цвет кожи, симметричность костных выступов и мышц, расположение позвоночного столба, пупка и брюшной стенки. Параллельно фиксируется характер дыхания в той или иной позе. Отклонения от нормы связывают с конкретными заболеваниями.
- Волновое тестирование. Основывается на электромагнитных колебаниях. Импульсы тела корректируют волнами извне. Добиваются совпадения электромагнитных колебаний систем пациента и, к примеру, минерала магнетита. Это позволяет изменить показатели ЭКГ, скорректировать давление и данные электроэнцефалографии.
- Краниальная остеопатия заключается в мануальном воздействии на кости и швы черепа. Метода подобна глубокому массажу.
Что такое мышечное тестирование
Мышечное тестирование – это оценка функциональной способности мышц. Оценка ведется в момент напряжения. Кинезиолог провоцирует сокращение мышцы и добивается ее изолированности от прочих. Если сокращение будет совместным с соседней мышцей, оценка тонуса необъективна. Добиться изоляции может только профессионал. В простейших движениях задействованы минимум 100 мышц организма.
О состоянии мышцы врач судит по силе сокращения. В понятие «состояние» входят:
- тонус
- сила лимфатока
- иннервация
Последний термин обозначает степень пронизанности нервами, а значит, и уровень связи с центральной нервной системой.
Психотерапевтическая кинезиология
Если прикладная кинезиология направлена на освобождение и здоровье тела, то психотерапевтическая – на освобождение личности и раскрытие ее потенциала. Для этого через движения пациента подвигают к осознанию проблемы, эмоциональной реакции на это осознание и отпускание проблемы.
Цели психотерапевтической кинезиологии
«Три в одном» — та кинезиология, которая формирует гармоничную личность. Следуя этому постулату, психотерапевтическая кинезиология:
- развивает фантазию
- повышает чуткость
- дает ясность мышления
Работая с дуальными парами, врачи балансируют личность, приводя к пониманию целей на будущее и способов их достижения. Кроме индивидуальных приемов, практикуют семейные. С точки зрения психологии, зажимы в теле и душе часто являются итогом отношений и традиций в доме, а значит, и терапия дает лучшие результаты при совместном участии.
Задачи кинезиологических тренировок
- Улучшение скорости и качества взаимодействия между полушариями мозга
- Развитие связей между полушариями и синхронизация процессов
- Повышения уровня речи
- Развитие мышления, внимания, памяти
- Совершенствование способностей
- Избавление от дислексии и дисграфии
- Развитие мелкой моторики
- Повышение энергоресурсов организма, тренировка стрессоустойчивости
- Развитие личности, творческой стороны
- Формирования навыков к обучению
«Гимнастика мозга» помогает детям и взрослым:
- Стать более самостоятельным
- Восстановить силы и продуктивность
- Развиваться как личность
- Быть точнее в действиях, работая за ПК, находясь за рулем или во время взаимодействия с различными сложными устройствами
- Лучше понимать свое тело, суть обращения другого человека
- Увереннее чувствовать себя во время экзаменов, перед толпой, на собеседовании с работодателем и переговорах
- Поднять уровень самоуважения, значимости
- Развить творческие навыки и позитивный взгляд на действительность
- Усовершенствовать кратковременную и долговременную память
- Согласовать работу творческого и математического полушарий мозга
- Поработать над координацией движений и равновесием
Рекомендации по выполнению кинезиотерапевтических тренировок
- лучше всего заниматься ежедневно,
- время проведения упражнений непринципиально,
- обстановка должна быть комфортной, доброй, спокойной,
- придерживайтесь точности при выполнении каждого этапа упражнения,
- на Ваш выбор, можете сидеть или стоять при выполнении,
- если впереди ждут интеллектуальные нагрузки, то упражнения хорошо провести перед ними,
- длительность занятий выбирается, исходя из возраста: от 5-10 минутных до 20-35 минутных тренировок в день,
- в среднем, каждое упражнение занимает около 1-2 минут,
- Порядок выполнения и комбинации могут быть любыми
Кинезиологические упражнения
- 1 группа отвечает за стимуляцию моторики. Состоит из движений центральной линии тела, совмещающую правую и левую половины.
- 2 группа направлена на устранение напряжения с мышц и связок. Выполняя эти упражнения, вы чувствуете приятное растяжение.
- 3 группа состоит из упражнений, направленных на расслабление всех частей тела через энергетизацию. Тренировки помогают обеспечить нужный ритм обмена нервными импульсами между нервными структурами мозга и клетками всего организма. Тренировки построены на взаимосвязи рефлексов с психологической стороной
- 4 группа основана на заданиях, оказывающих влияние на эмоциональную сферу деятельности головного мозга. Они способствуют стабилизации и установлению правильной ритмичности нервных импульсов. После таких занятий человек может спокойно погрузиться в чтение, осмысленное и продуктивное.
Группа 1 — стимуляция моторики.
«Бесконечность».
Незаменимое упражнение для восстановления после работы за ПК. Устраняет напряжение в мышцах шеи и спины, глазную усталость, нормализует зрительные процессы. Этот прием также поможет вам лучше концентрировать свое внимание на процессе, усовершенствует способности к письму и чтению.
- Руку нужно вытянуть прямо перед собой, с небольшим сгибом в локте.
- Сжав пальцы в кулак, распрямите большой палец на одном уровне с переносицей.
Начинайте вытянутой рукой прорисовывать в воздухе, перед собой, знак бесконечности. При этом держите голову прямо и расслабленно.
- Те же движения бесконечности в такт руке повторяйте глазами. Сохраняйте голову в прямом и расслабленном положении.
Каждый этап выполняется плавно и с осознанностью. Движение большого пальца начинается из центра и направляется вверх, продолжается против часовой стрелки по направлению вниз и снова направляется в центр.
Движение повторяется по 3 раза, по очереди каждой рукой, без перерывов, плавно.
- Далее руки сцепите в замок и протяните перед собой. Большие пальцы направьте вверх и сделайте крест-накрест. Сфокусируйте взгляд в точки, где пальца пересекаются и в таком положении повторите описание знака бесконечности 3 раза и больше.
Аналогичные восьмерки существуют и для письма. Это упражнение будет иметь самый ощутимый эффект, если вы сделаете его перед чтением или письмом. Вы сможете быстрее сосредоточиться, внести ясность в свои мысли. Поочередно, каждой рукой, рисуйте знак бесконечности на столе. Каждое действие повторяется поочередно левой и правой рукой 4 раза и больше. Затем сделайте крестик из указательных пальцев и обведите бесконечность еще 4 и более раз.
«Коцентрация».
Упражнение способствует лучшему восприятию — зрительному, слуховому, тактильному. Активизирует ретикулярную формацию, благодаря чему его полезно выполнять людям, жалующимся на нарушение процессов внимания. Помогает лучше понять прочитанный и услышанный текст, улучшает память. Выполняя данное упражнение, вы прокачаете свои способности к чтению, внутренней речи, креативность.
- Ноги должны находиться на ширине плеч, немного косолапо, колени нужно расслабить. Левое ухо прижимается к левому плечу максимально плотно. Левую руку нужно протянуть вперед и взгляд зафиксировать на ее пальцах.
- Вытянутая рука начинает описывать в воздухе знак бесконечности, начиная от центральной точки, продолжая движение вверх, по часовой стрелке. Взгляд при этом сконцентрирован и перемещается за кончиками пальцев движущейся руки. Выполнять рисунок нужно как бы всем телом. Чтобы так получилось, необходимо сделать неглубокий присед и начинать двигать рукой усилием всего корпуса.
Каждой рукой выполните движение 3-5 раз.
«Энергия».
Выполнение этого упражнения поможет расслаблению шейных и плечевых мышц, насыщению клеток крови кислородом. Очень хорошо бодрит и выводит организм из состояния «залипания» и сна после продолжительной, однообразной работы и долгого пребывания за компьютером. Выполняйте его в течение 10 минут, и вы сможете лучше сконцентрировать внимание в дальнейшем.
- Нужно сесть и положить на стол руки, перед собой.
- Двигая подбородок по направлению к груди, почувствуйте свою грудную клетку. Глубоко вдохните воздух, расслабьте свою спину и продолжайте направлять подбородок к грудному отделу.
2 группа — растяжение мышц.
После мышечного растяжения и возвращения мышц к обычному состоянию и параметрам, в мозг поступает импульс, сигнализирующий о том, что человек расслаблен, сосредоточен и настроен на познавательную работу.
«Релакс».
Незаменимое упражнение для расслабления шейного отдела и спины после напряженного нахождения в одной позе. Например, если долго сидите и что-то пишите, уделите несколько минут этому упражнению и получите хороший оздоровительный эффект:
- восстановление кровяного притока к мозгу,
- активизация внимания, процессов памяти и навыков чтения,
- снятие челюстных зажимов и восстановление плавности и связности речи,
- улучшение возможностей внутренней речи, мышления.
- Сядьте или встаньте, как вам удобнее.
- Пальцами правой руки зацепитесь за мышцу левого плеча. Нужно взяться посередине и в эту же сторону развернуть голову.
- Далее все движения выполняются параллельно: сожмите мышцу, вытяните шею чуть вперед, выпятив подбородок, расширив глаза.
- Сверните губы в трубочку и издайте протяжный звук «УХ».
- Вернитесь в изначальную позицию: отпустите мышцу, расслабьте все напряженные части тела: губы, глаза, шею.
- В каждом направлении делается 5-6 поворотов, туда-обратно. Не забывайте про «УХ»! Затем меняйте руку и сторону, куда направляется голова.
«Растяжка».
- Упражнение способствует мышечному растяжению и хорошо снимает зажимы тела.
- Помогает улучшить коммуникативные навыки детям с речевыми дефектами.
- Развивает речь и навыки слушания.
- Улучшает уровень владения чтением.
- Настраивает на то чтобы добиться результата в любом деле и не бросать все на полпути.
- Выравнивает поведение в обществе, добавляет спокойствия, размеренности и расслабленности.
- Встаньте прямо, выдвинув одну ногу впереди и согнув в колене. Вторую ногу отведите назад, на носок. Вес тела сосредоточьте на ноге, стоящей впереди.
- Сделайте глубокий вдох. Во время вдоха сгибайте колено передней ноги, опуская ногу сзади с носка на полную стопу. Следите за ровным положением своего тела. Не наклоняйтесь вперед.
- Вернитесь в начальное положение и повторите все действия снова. Затем проделайте все то же самое с другой опорной ногой, не забывая, что вес тела на передней ноге.
Группа 3 — упражнения на увеличение энергии тела
Помогает восстановить нормальную скорость протекания нервных процессов в головном мозге.
«Массаж».
Выполнение данного предложения развивает память, активизирует процесс слухового восприятия и усвоения поступающей информации на слух.
- Правое ухо возьмите правой рукой, а левое — левой. Сделать это нужно так, чтобы большой палец оказался сзади, а другие спереди.
- Начинайте массировать краешек уха, двигаясь сверху вниз, немного оттягивая и выворачивая по направлению к затылку. Помассируйте и мочку уха.
Процедура повторяется от 3 раз и более.
«Кочерга»
- Приподнять стопу
- Вывернуть внутрь
- 8 раз качнуть стопой вперед и назад
- Повторить другой ногой
Группа 4 — способствует позитивному настрою.
Эти упражнения помогут спокойно учиться.
«Точки позитива»
- снимает стрессовое состояние, успокаивает эмоции,
- помогает проще воспринимать новый учебный материал
- способствует лучшему усвоению информации
- Средний и указательные пальцы двух рук положите на точки на лбу, которые находятся посередине между линией роста волос и бровей.
- Держа пальцы в этих точках, мысленно воспроизведите позитивный исход беспокоящей вас ситуации.
Для выполнения этого упражнения можно встать или сесть.
«Будда»
- Сидя, стоя или лежа, как вам удобнее, держите ноги параллельно, без скрещивания.
- Попарно соединяйте кончики пальцев левой и правой руки, расположите кисти перед грудью, будто обхватываете небольшой шар.
- Зажмите кончик языка между зубами, направьте взгляд вниз.
Проведите в этом положении 1-2 минуты или ориентируйтесь на появление зевоты или ощущения, что вы достаточно провели времени в этой позе.
Кому подойдут эти упражнения:
- «Концентрация», «Релакс» и «Бесконечность» помогут детям, испытывающим трудности в изучении математических дисциплин.
- Если сложно понимать прочитанный текст, выпейте немного воды и проведите упражнения группы 1.
- Для успеха в учебе необходимо активизировать оба полушария мозга, поэтому упражнения 4 группы будут очень кстати.
- Детям, имеющим проблемы с поведением, послушанием, общением рекомендуются упражнения группы 2 на мышечную растяжку.
- Чтобы успокоиться, выполняйте упражнения группы 4.
Самостоятельное снятие стресса с помощью упражнений кинезиологии
Поза Кука.
Названа по фамилии изобретшего ее доктора. Он придерживался классического для кинезиологии постулата: — «В каждом пациенте живет врач». Самолечение составляем из:
- наложения правой руки поверх левой, сидя на стуле
- размещения голеностопа правой ноги на колене левой
- наложения кисти левой руки на подъем правой ноги
- обхвата пальцами правой руки пальцев правой ноги
Поза «Марширующий солдат».
Институт кинезиолгии делит ее на три этапа:
- прямая стойка с фиксацией взгляда в одной точке перед собой
- определение про себя количества подходов
- поочередный подъем коленей с касанием сустава локтем противоположной руки и наклоном корпуса вперед
Делая упражнение, как и прочие позы самолечения, важно размеренно дышать. Классическая схема кинезиологии – 12 глубоких вдохов носом и столько же выдохов ртом.
Поза «ФОП» или фронтально-опциптальная коррекция.
Она ведет к успокоению, адекватному взгляду на ситуацию. Очередность действий:
- обхватываем голову, кладя одну кисть на лоб, а другую на затылок
- удерживаем позу до глубокого вдоха, выпрямления тела и отклонения головы назад
В конце упражнения ощущается равномерная пульсация в двух точках лба и двух точках затылка. В этот момент и приходит ясность ума, необходимая перед решением важных задач.
Кинезотерапия при ДЦП
Наравне с медикаментозным лечением и иппотерапией пациентам с церебральным параличом помогает кинезиология. В услуги по ОМС при ДЦП психотерапевтический и прикладной методы не входят.
Благотворительные медицинские фонды ежегодно собирают средства на предоставление больным курса кинезиологии. Это говорит о важности методы, ее действенности в борьбе с болезнью.
В марте 2017 года, к примеру, движенческий курс оплатили 20-ти детям из Приамурья. Сбору средств способствовало Министерство здравоохранения. Новость опубликовал портал «Наша Тында».
В работе с детьми Приамурья использовали ММТ и кинезиотейпирование. При ДЦП эти две системы наиболее результативны. Врачи начинают с диагностики плечевого пояса. Повышенный тонус мышц груди приводит к вывороту плеч внутрь. Это мешает нахождению равновесия. Больной теряет его и сидя, и стоя, и во время ходьбы.
В таком состоянии иппотерапия и плавание – пустая трата времени и денег. Больного нужно подготовить к занятиям, сняв напряжение с плеч. В этом случае, даже при значительных зажимах в ногах, спине, тазовом поясе и голове, пациент сможет воспринимать лечебные методики. «Дверь» к ним открывает кинезиотейпирование при ДЦП.
Кинезиотейпирование при ДЦП фиксирует суставы и мышцы в физиологически верном положении. В это время ранее напряженные ткани отдыхают, а ослабевшие из-за бездействия тренируются. Достигается баланс, больной начинает контролировать движения тела, а с ними и свою жизнь.
Кинезиологическое тейпирование
Метод относится к биомеханике. Название направления образовано от слова «тейп», что значит «лента». Ее делают из дышащего хлопка и крепят на тело акриловым клеем. Носят тейп 5-7 дней. Так избавляются от растяжения связок, отеков, гематом, болей в суставах, тунельного синдрома и менструальных болей.
Также пластырь предотвращает формирование грубых послеоперационных рубцов. Крепящаяся к коже лента растягивается наравне с ней, снимая часть нагрузки с покровов, мышц. Это избавляет от болей, улучшает кровообращение и лимфодренаж.
Кроме лечебного эффекта, пластырь формирует мышечную память. Ткани привыкают к физиологически верному положению. Это помогает избавиться от перекосов и зажимов в теле. Если такова цель, ленту накладывают одним образом. Для снятия нагрузки с мышц, пластырь крепят иначе.
Третий подход направлен на улучшение обменных процессов. Нюансами владеют профессионалы. Самостоятельное наложений тейпа может не дать результата или ухудшить ситуацию. Кинезиологических методик, которые можно практиковать самостоятельно, больше в терапевтическом направлении.