Развить мозг — означает прокачивать несколько уровней способностей:
- Аналитические — сопоставление разного рода информации
- Логика — рассуждение, возможность сделать выводы, поразмыслить
- Дедукция — способность вывести нить идеи из общего информационного потока
- Критические — различение и отклонение ненужных, неправильных идей и выводов
- Прогностические — способность выстроить цепь событий в будущем
- А также способности к концентрации и удержанию внимания, образному и абстрактному мышлению.
Способы развития интеллекта
Играйте в логические и настольные интеллект игры
Любые головоломки на логику, карточные игры — преферанс, покер, нарды, компьютерные квесты и другие развивающие игры. Они помогут повысить способности концентрироваться, запоминать, мыслить. К тому же вы испытаете подъем настроения от соперничества и с каждым новым успехом в играх.
Действенные способы развития интеллекта — 15-20 минутные игровые тренировки на онлайн тренажерах для мозга:
Сайт Wikium — огромный набор интересных, красочных упражнений для развития интеллекта. Есть бесплатная версия, чтобы попробовать прямо сейчас.
Еще один сайт для интеллект тренировок — Brainapps. В бесплатном доступе 29 тренажеров.
Делайте упражнения по математике и точным наукам
Точные науки — лучший способ того, как развивать мозг в разных направлениях. Это как тренировки на несколько групп мышщ сразу.
Решая задачи по математике и логики, вы прокачаете умственное развитие и натренируете:
- мышление: абстрактное, логическое, дедуктивное, критическое
- увеличите мыслительную скорость
- подкачаете прогностические способности
- натренируете память
- «разложите мысли по полочкам», станете более организованным
Для таких тренировок подойдут советские и новые сборники задач на логику, брошюры для подготовки к олимпиаде для младшего школьного возраста (да-да, с ними не так то просто справиться без сноровки).
Читайте хорошие книги
Классическая и хорошая современная литература повысит умственное развитие, значительно расширит ваш кругозор, выровняет эмоциональный фон, разовьет эстетический вкус.
Изучайте что-нибудь новое
Когда вы учитесь, приобретаете новые навыки и применяете полученные знания на практике — повышаются ваши способности к концентрации, умение структурировать и усваивать большие потоки информации. Уделяйте вниманию чтению энциклопедий, познавательным фильмам, образовательным сайтам.
Выучите иностранные языки
Нейропсихологи доказали, что люди, владеющие не только родным языком (билингвы), отодвигают на 5 лет и далее умственные болезни. Например, болезнь Альцгеймера.
Изучение иностранного языка помогает совершенствовать музыкальные способности и легче переключаться между текущими задачами, лучше концентрироваться.
Билингвам проще посчитать в уме, они быстрее читают тексты, запоминают цепь событий и алгоритм действий.
Изучая, например, такой популярный и необходимый, английский язык, вы сможете с легкостью держать в голове большой список задач.
Делайте логические выводы
Изучайте других людей, делая предположения о том, чем они занимаются, какое у них семейное положение, имеются ли домашние питомцы, авто. Постарайтесь догадаться, чем человек занимался недавно, куда идет. Только играйте в Шерлока осторожнее — не все люди любят, когда их пристально изучают. Это не только прокачивает умственное развитие, но и помогает скоротать пробку, очередь и любое томительное ожидание.
Все упражнения для развития интеллекта
Чтобы быть всесторонне развитым человеком, выбирайте несколько видов интеллект занятий, которые будут вам интересны. Важно, чтобы занятия были в радость.
Когда мы придумываем загадку, то активно задействуем свое воображение, фантазию, мышление и логику. Увлекательно разгадывать те загадки, в которых спрятан смысл: «Мчишься – не домчишься, летишь – не долетишь (о горизонте)» или «Кидают, если нужен, поднимают, если бесполезен (о якоре)». Чтобы составить свою загадку, нужно сравнить предмет, который является разгадкой, с другим предметом, напоминающим его по действию, внешнему виду, форме.
- Лимерики
Лимерик – особая стихотворная форма, а его герои – самые разнообразные чудаки. В каждом лимерике должно быть 5 строк, где третья должна рифмоваться с четвертой, а первая – со второй и пятой. Например:
Жил-был мужичок в Амстердаме,
Не чистивший шляпу годами.
Он в ней невзначай
Заваривал чай.
И в ней же гулял в Амстердаме!
- Буриме
Буриме – это шуточное стихотворение, рифмы в котором уже известны заранее. По правилам составления буриме, нельзя эти рифмы переставлять местами или как-либо изменять их окончания. Игра появилась во Франции в 17 веке. Сначала нужно задать рифму – например, «холодна – у окна». После этого участники придумывают свои стихотворения, например: В этом году зима холодна, а котик заснул возле окна.
Таким образом, сначала составляются пары слов, а затем нужно придумать стихотворение, опираясь на них. Можно брать не одну пару, а две пары слов, и тогда получится четверостишье и т. д. Отлично помогает развивать мозг.
Интеллектуальные игры и упражнения
«Аналогии» — групповая игра, где участникам нужно найти аналогии в несвязанных друг с другом вещах.
Аналогия – отличный способ глубоко разобраться в явлении или предмете, развить навыки критического мышления, понять взаимосвязи. Оно представляет собой средство поиска и используется для активизации данной мыслительной операции.
Для игры каждому участнику потребуются 3 картонные карточки (допустимо использовать плотную бумагу). На каждой из них игрок втайне от других пишет по одному понятию:
- первая — то, что доступно зрению и осязанию;
- на второй записывает то, о чем можно прочитать (на сайте, в газете или журнале);
- третья карточка — то, что пригодится в учебе или работе.
Понятия могут представлять собой любые явления или предметы.
После того как участники справились с заданием, ведущий собирает все карточки и перемешивает их. Затем он не глядя вытягивает 2 карточки и зачитывает то, что на них написано. Игрокам же необходимо найти как можно больше сходств между содержаниями двух карточек.
Возможные способы поиска аналогий:
- строение, структура;
- поведение;
- способ работы.
«Мыслеголики» — превосходное групповое упражнение, развивающее остроумие и интеллект.
Игроки садятся в круг. Ведущий объясняет правила игры. Все собравшиеся участники – «мыслеголики», имеющие неизлечимую болезнь под названием «мыслеголизм» и потому вступившие в группу анонимных мыслеголиков. Каждый игрок придумывает про себя мини-историю: почему он болеет мыслеголизмом, как долго у него эта болезнь, какие неудобства доставляет в жизни.
Например: «Здравствуйте! Меня зовут Мария Петровна, и я с раннего возраста страдаю от мыслеголизма. Все началось с того момента, когда…» «Облегчив душу», игрок выслушивает советы и пожелания других участников.
Главное – вызвать у игроков желание посоревноваться в остроумии и интеллекте.
После игры ведущий спрашивает участников, каково их мнение о том, что они услышали и обсуждали. Если кто-либо пожелает выслушать действительное мнение или совет по определенному вопросу – отлично.
«25 букв» — тренирует зрительную память и скорость мышления.
Ведущий показывает игрокам таблицу, представленную ниже, в течение полминуты. Затем он отворачивает таблицу и предлагает игрокам представить то, что на ней было написано. Затем им необходимо так же мысленно составить слова из букв, которые расположены рядом.
Например, в слове «Олово» есть буква «Т». Если двигаться от нее вниз, затем – вправо и вверх, то получится «Лето». Те пять слов, которые изначально есть на таблице, в счет не берутся. Разрешено использовать одну и ту же букву не один раз (например, «гороно»), а также обсуждать результат между собой.
Если игрокам стало сложно, ведущий показывает таблицу еще раз в течение нескольких секунд. В конце игры ведущий поворачивает участникам таблицу, и они ищут оставшиеся слова уже по ней, а не опираясь на свою память.
«Анекдоты про» — развивает остроумие.
Книжки или сайты с анекдотами группируются по темам – «Про начальника», «Про врачей», «Про студентов». Задача участников в этой игре – самостоятельно придумать забавный и остроумный анекдот. Это отличное средство для развития чувства юмора и креативности.
Нужно самому придумать темы для анекдотов, которые вызывают интерес («Про мультфильмы», «Про компьютерные игры», «Про котов»). Заведите отдельную тетрадь или создайте файл на компьютере, чтобы записывать в них анекдоты. Нестрашно, если поначалу шутки будут несмешными, главное – тренироваться.
«Вопрос для викторины» — поможет вам раскрыть свой потенциал, развить мозг и прокачать остроумие.
В любой удобный момент, когда вам нечем заняться, начните составлять викторину. Она может быть предназначена как для маленьких детишек, так и для взрослых, солидных профессоров. Вопросы должны:
- вызывать интерес;
- быть познавательными;
- отличаться остроумием;
- обращаться к сообразительности, интеллекту и эрудиции воображаемого участника.
«Сравнения» — отрабатывает навык сравнивания разных предметов и событий, стимулирует мозговую деятельность.
Базовая операция человеческого мышления – это сравнение. Мы сравниваем множество вещей: автомобили, компьютеры, характеры людей, работу, религию, философию. Можно сравнивать эпохи («Сейчас» и «в СССР»), учебные дисциплины («что полезнее для мозга – математика или физика?») и даже то, какие чувства вызывают те или иные люди («Когда я вижу соседку Веру Сергеевну, то чувствую… А когда – соседку Наталью Михайловну, то…»).
Многие вещи постигаются посредством сравнения. Также благодаря этой операции можно значительно развить свои мыслительные способности. Рассмотрим несложные правила, которых следует придерживаться, занимаясь сравнением вещей, предметов, явлений.
- Убедитесь, что сравниваемые вещи имеют одну и ту же «весовую категорию». Так, если вы начнете сравнивать вторую половинку со своим юношеским идеалом, то у реального человека не останется никаких шансов. Результатом сравнения должны стать определенные выводы и знания, которые несут пользу.
- Сравнения должны быть максимально объективными. Не используйте личностное отношение «нравится-не нравится».
- Пользуйтесь разнообразными критериями. Например, если вы сравниваете между собой два блюда, критериями могут выступать вкусовые качества, стоимость, калорийность, внешний вид, соотношение жиров, белков и углеводов. Критерии должны быть по существу – не пользуйтесь второстепенными.
- После проведения сравнения вы должны прийти к определенному результату. Не останавливайтесь на полпути – доводите начатое до конца. Окончанием игры должен выступать конкретный вердикт. Например, при сравнении музыкальных стилей заключение может быть следующее: «Таким образом, основная тематика текстов песен в стиле рок – личностные или социально значимые проблемы, рэп – крутизна автора, поп – любовь, чувства, отношения».
Результат проведенного сравнения может быть качественным и количественным. Таким образом, при сравнении необходимо пользоваться представленными выше критериями. Во время этого упражнения спрашивайте себя:
- почему не получилось или сложно было прийти к однозначному выводу;
- действительно ли я был объективен;
- существенными ли были используемые критерии;
- сравнивал ли я предметы, находящиеся в одной весовой категории или в разных.
Упражнение для тренировки следующие.
- Что полезнее для организма – бананы или виноград.
- Кто эффективнее руководит отделом – женщина или мужчина.
- Что я чувствую по отношению к двум своим близким друзьям.
- Какая дисциплина полезнее для мышления – математика или литература.
Придите к собственным умозаключениям, зафиксируйте их на бумаге. Это невероятно полезное упражнение, поэтому сравнивайте все вокруг!
«Взгляд дурака» — не самое простое, но очень эффективное и интересное упражнение на умственное развитие. Развивает кругозор.
- Как бы повел дурак на моем рабочем месте?
- Что снится дураку?
- Что бы дурак понял из этой статьи?
- Как дурак общается с людьми? Если вы время от времени будете смотреть на происходящее со стороны «дурака», это повысит ваше уважение к своим интеллектуальным способностям, а также может расширить кругозор и помочь найти полезные мысли в самых необычных областях жизни. Суть упражнения заключается в том, что вы смотрите на происходящее так, как если бы на него смотрел дурак. Например, вы направляетесь на работу, гуляете или читаете новости, после чего задаете себе разнообразные вопросы.
«Правда» — забавное упражнение, поднимающее и настроение и уровень интеллекта.
Мысль – это не то, что легко занести в голову через телевизор или газету. Она представляет собой продукт разума, является двигателем всего существующего в мире. Но это, конечно, зависит от того, какие мысли есть у человека. Следующую шуточную игру полезно и интересно выполнять в течение всего дня.
Утром вы спрашиваете себя «Что такое высшая истина?», формулируете ответ, после чего до вечера ищете подтверждения своему суждению.Например, высшая истина – это «делать зарядку по утрам». Диалог с самим собой может выглядеть так:
— Что такое высшая истина?
— Самое важное – делать зарядку по утрам.
— Почему мне нужно сменить место работы?
— Потому что с этой работой я не успеваю делать зарядку по утрам.
— Почему коллега так часто берет больничный?
— У нее слабое здоровье из-за того, что она не делает зарядку по утрам.
Чем более забавным и даже ненормальным кажется вам диалог, тем лучше, ведь это просто полезная игра.
«Какое число лишнее» — потренируйте логику, скорость мысли, внимательность.
Задача этого группового психологического тренинга – не только найти лишнее число, но и обосновать, почему оно таким является. Данное упражнение полезно при проведении коммуникативных, а также тренингов личностного роста, поскольку оно развивает интеллект и внимательность. Ведущий показывает игрокам на крупном листе бумаги или на доске четырехзначные числа в количестве 21 штуки. Чтобы было удобнее, можно сделать 3 столбика, в каждом из которых будет по 7 чисел.
9082
7816 4782 1893 5466 2667 8227 |
1749
2944 2629 0784 6159 2638 7932 |
9541
7068 0667 3709 5088 5871 1747 |
Допустимо любое мнение участника, но он должен его объяснить. Высший пилотаж – объяснить, что в числе 7816 сумма цифр дает 22, а все другие числа – 21 или 19. Ведущему рекомендуется подождать, пока кто-либо из участников об этом не догадается.
«Законы» — развивайте свои интеллектуальные способности.
- В Уголовном кодексе прописана статья про мошенничество, которое действует и в жизни молекул. Если атом вдруг притворится, что он – другой атом, то его накажут.
- Закон сохранения энергии среди людей: когда одна половина человечества просыпается, то вторая – засыпает, поэтому число бодрствующих людей постоянно. Закон, вне зависимости от своего вида, ограничивает ход явлений, вещей. Например, Уголовный кодекс запрещает людям переходить определенные рамки, первый закон Ньютона разъясняет особенности движения тел.
Задача игры – перенести закон общественный сферы в естественнонаучную и в обратную сторону. То есть необходимо выбрать какой-либо закон и привести пример из совершенно другой области жизни. Такое упражнение развивает разные виды мышления (аналитическое, критическое), способность точно выражать свои мысли, а также остроумие, чувство юмора, память.
«Молекулы» — развивает ассоциативное мышление, комбинаторность мысли.
Данное упражнение развивает воображение и ассоциативные навыки. Задача – представить, какой характер был бы у того или иного химического элемента, а также составить формулу, которой можно было бы описать людей из вашего окружения. Первым делом нужно составить таблицу, в которой описаны все химические элементы. Личностные качества подбираются самостоятельно.
H (водород) — Беспечный
Cl (хлор) — Солидный
O (кислород) — Энергичный
N (азот) — Пассивный
Таким образом описываются все остальные элементы – C (углерод), S (сера), He (гелий), As (мышьяк) и т. д.
После этого составьте формулы, применимые к вашим знакомым. Допустимо, чтобы в ней было 2-3 химических элемента, сама она может быть абсолютно не похожа на те, которые имеются в химии.
Пример формулы:
H20 – невероятно беспечный и энергичный;
Cl2 – солидный, вдумчивый.
Опишите как можно больше своих знакомых.
После этого подумайте, что бы произошло, если бы между двумя вашими приятелями произошла химическая реакция, в результате которой их атомы сменили друг друга. Каким характером стали бы они обладать? Придумайте для них имя, то, как он живет, чем занимается. После этого представьте, как между только что придуманными людьми снова произошла химическая реакция. Придумывайте новых личностей до тех пор, пока у вас хватит воображения.
«Шерлок» — для индивидуальной тренировки. Вы научитесь правильно составлять словесное описание человека, потренируете навык запоминания, внимательность к деталям, зрительную память.
Ваша задача – вести досье на людей, которых вы встречаете на улице. Можно использовать как текстовый файл на компьютере, так и обычную тетрадь.
Во время поездки на работу, домой, прогуливаясь возле дома, обратите внимание на какого-либо человека. Осмотрите его, заметьте каждую мелочь его внешности. Затем дома нужно записать все свои наблюдения и примечания в файл или тетрадь, формируя таким образом своеобразную «базу данных».
Придумайте для описываемого прохожего запоминающееся и емкое прозвище, которое должно быть уникальным. Названия людей из вашей базы данных не должны повторяться. После этого опишите внешность увиденной личности – все до малейших мелочей, которые смогли закрепиться у вас в памяти.
Наконец, составьте возможный психологический портрет: опишите характер, поступки, чем она увлекается, как зарабатывает себе на жизнь, в чем она интересна.
Если на первых порах вы столкнулись с тем, что ваша память совсем не запоминает детали, выполняйте это упражнение в спокойной, расслабленной обстановке. Например, стоя в очереди, находясь в общественном транспорте. Так у вас будет возможность рассмотреть незнакомца хотя бы 2-3 минуты.
Если вы встречаете одного и того же прохожего несколько раз, используйте эту возможность, чтобы расширить ваше досье. Постарайтесь при каждом случае запомнить как можно больше деталей и нюансов.
«Иероглифы» — развивает интеллект на групповых занятиях.
Ведущий рассказывает игрокам, что в ряде государств имеется иероглифическое письмо, в котором те или иные слова представлены определенными рисунками. Задача участников – придумать иероглифы.
- Первая часть – составить иероглифы, обозначающие простые, общеупотребительные слова («любовь», «солнце», «лес», «дом»).
- Вторая часть – составить иероглифы, которые обозначают более отвлеченные, абстрактные понятия («изобретение», «чтение», «сон», «работа», «обучение»).
- Наконец, третий этап – составить из иероглифов фразу. Каждый игрок берет темный маркер и пишет на крупном листе бумаги придуманную им фразу, после чего демонстрирует ее остальным. Их задача – разгадать смысл иероглифов.
«Без мата» — непростое упражнение в реалиях нашего сленгового и жаргонного времени, но интеллект повышает отлично.
Наверняка вы встречали в своей жизни людей, которые не просто используют в своей речи мат, а думают на нем. Почему нельзя заменять нормальные слова матерной лексикой? Дело в том, что подобная речь переступает через нормы языка и этикета, портит репутацию, расстраивает диалоги.
Ведь мы от диких зверей прежде всего отличаемся развитой и разумной речью, богатым словарным запасом. Если же выражать свои мысли матом, то последствия для интеллекта будут неважными. Основная проблема для него состоит в том, что речь обедняется. Таким образом, думать на матерном языке – это вредно, однако можно быстро избавиться от такой привычки.
- Первым делом примите удобную позу и подумайте о том, какой будет тема для дальнейших рассуждений. Желательно, чтобы тема была проблемной и волнующей именно вас – например, проблемы в семье или на работе, взаимодействие с неприятными личностями.
- Начинайте думать – в очень медленном темпе, не используя никаких матерных слов. Проговаривайте про себя все то, о чем вы думаете – четко и не спеша. Необходимо добиться того, чтобы внутренний монолог был таким же последовательным и связным, как и проговариваемый вслух.
- Вам необходимо добиться законченной мысли, довести рассуждение до конца.
Если впоследствии вы заметили, что забылись и вновь начали думать матом, то расслабьтесь, сосредоточьтесь и представьте, как вы сидите в спокойном месте и медленно, разумно рассуждаете над ситуацией.
Игра «Такая же буква», развивающая беглость мышления
Когда вы находитесь в людном общественном месте (в кафе, на работе, в магазине), сосчитайте до 30, прислушайтесь к тому, о чем говорят окружающие вас люди, после чего уловите первое услышанное слово – существительное. Далее в этом слове потребуется выбрать какую-нибудь букву и вспомнить как можно больше существительных, в составе которых эта буква располагается там же.
Допустим, вы услышали «телефон» и выбрали букву «Ф». Тогда вашими словами будут: дельфин, марафон, атрофия и другие. Чем ближе буква располагается к началу слова, тем легче станет выполнять упражнение.