Содержание
СДВГ – медицинский термин, обозначающий синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Развивается СДВГ у детей в раннем возрасте, вследствие незначительной мозговой дисфункции нижних стволовых отделов. Патология проявляется чрезмерной импульсивностью и гиперактивностью. Психоэмоциональное возбуждение дополняется постоянным переключением внимания с одного действия на другое.
С возрастом синдром вызывает социальную дезадаптацию, которая приводит к проблемам во взаимоотношениях с другими людьми. Лица с болезненными отклонениями не могут вести себя адекватно обстоятельствам продолжительный период времени. Поэтому им необходима посторонняя помощь и медикаментозные препараты, регулирующие поведенческие факторы.
Распространенность заболевания
Экономическая нестабильность, неблагоприятная домашняя атмосфера, асоциальные поступки окружающих провоцируют увеличение числа больных, страдающих пограничными психическими расстройствами. Синдром СДВГ не позволяет человеку приспособиться к окружающей его среде.
Точные данные о распространении заболевания на территории России отсутствуют. Приблизительные показания по некоторым областям: патология учащихся – 7%, у дошколят – 20%.
Неправомерность статистических данных о синдроме в России — результат неправильно расцененных диагнозов. Часто психиатры идентифицируют понятия синдрома дефицита внимания и минимальную мозговую дисфункцию.
В США синдром диагностирован у 3 – 5% от общей массы, проживающих на территории страны. Европейские показатели – 2,2 – 9,5% детского населения. Многие авторитетные ученые с мировым именем сходятся во мнении, что увеличение числа больных – маркетинговый ход фармацевтических компаний. Глобальное распространение патологии связано с доступностью психостимуляторов.
Причины СДВГ
Доминирующее влияние на зарождение заболевания оказывают биологические факторы. Риску болезненных отклонений подвержены дети:
- рожденные от матерей с патологией в анамнезе;
- матери которых перенесли серьезное психологическое потрясение во время беременности, вызвавшее задержку внутриутробного развития плода;
- получившие родовые травмы.
Внутрисемейные психологические факторы:
- низкая материальная обеспеченность;
- плохие бытовые условия;
- дефицит внимания со стороны родных;
- отсутствие образования у родителей;
- болезненное влечение родителей к алкоголю;
- формирование навыков поведения в неполной семье;
- бракоразводный семейный процесс;
- повторный брак отца или матери;
- частые внутрисемейные конфликты;
- противоположные позиции родных по методам воспитания.
Спровоцировать патологию могут травмы и вирусные инфекции головного конца центральной нервной системы. Повреждение некоторых мозговых участков приводит к недостатку дофамина и норадреналина.
Классификация СДВГ
Международная классификация медицинских диагнозов выделяет три типа неврологического расстройства:
- СДВГ – ПДВ – патологические изменения выражаются преимущественно в невозможности концентрации внимания;
- СДВГ – ГИ – характеризуются гиперактивным поведением и избыточной импульсивностью;
- СДВГ – С – комбинированная форма патологии, объединяющая три симптома.
Синдром дефицита внимания — первичное гиперкинетическое расстройство процесса отбора информации.
Симптомы СДВГ
Общая клиническая симптоматика ярче выражена в раннем возрасте. Этот период обуславливается нарушением поведения. СДВГ у детей проявляется повышенной импульсивностью и гиперактивностью. Малыш постоянно пребывает в нервной подвижности:
- сидя на одном месте елозит;
- задает вопросы, не дожидаясь на них ответа;
- нетерпеливо ввязывается в общение других людей;
- привлекает к себе внимание криком, шумом, истерическим поведением;
- игнорирует любые указания;
- проявляет недоброжелательность к окружающим.
По мере взросления болезненное отклонение вызывает все больше проблем. Обучение в школе осложняется недостатком взаимопонимания со сверстниками, педагогами, родными.
Подросток не справляется с программой обучения. Отсутствие интереса к общеобразовательным предметам вызывает у него бесцельную активность. Неприемлемых ситуаций для таких детей не существует. Во время занятий они свободно разгуливают по классу, пристают к окружающим, портят школьные предметы.
В переходном возрасте на смену гиперактивности приходит суетливость, беспокойство и чувство внутренней тревоги. СДВГ у подростков в этом периоде характеризуется:
- неправомерным поведением;
- психоэмоциональной неустойчивостью;
- заниженной самооценкой;
- безответственностью;
- нежеланием участвовать в любом виде общественной или домашней деятельности.
Отличительные признаки СДВГ у взрослых:
- снижение интеллектуальных способностей;
- сложности с восприятием информации;
- забывчивость и рассеянность;
- недостаток сознательного контроля над эмоциональными переживаниями;
- резкая смена настроения;
- необоснованное излишнее беспокойство.
Лица с пограничными психическими расстройствами ведут образ жизни, не соответствующий нормам общественной морали.
Диагностика СДВГ
Диагностика СДВГ у младших школьников включает:
- проведение целенаправленного опроса родителей;
- сбор детальной информации о перинатальном и постнатальном развитии;
- изучение медицинской карты;
- тест на СДВГ — оценка поведения ученика с помощью стандартных шкал, заполненных родными и учителями;
- выявление нарушений зрения и слуха.
Подтвердить диагноз СДВГ помогает метод триплексного сканирования головного мозга (УЗИ сосудов). Данный вид исследования одобрен медицинской ассоциацией для детей старше 6 лет. Если клинические мероприятия выявили наличие диагноза СДВГ, необходимо в срочном порядке обратиться к детскому неврологу.
Синдром дефицита внимания у детей после 5 лет и взрослых лиц, диагностируется путем проведения магнитно-резонансной томографии. По результатам МРТ определяется нарушение когнитивных способностей. В этом случае наблюдаются: уменьшение коры головного мозга в префронтальных областях, сокращение движения крови в подкорковых ядрах и лобных долях, отвечающих за осознанные движения.
Лечение СДВГ
Неврологические нарушения носят устойчивый хронический характер. Лечение и осложнение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей требует обязательной медикаментозной коррекции. Для урегулирования эмоционального состояния больного назначаются:
- Атомоксетина гидрохлорид – увеличивает содержание дофамина и норадреналина в префронтальной коре;
- Тиоридазин – нейролептик, уменьшающий психомоторную активность;
- Страттера – улучшает метаболизм головного мозга;
- Кальция гапонтенат – стимулирует анаболические процессы в нейронах;
- Глицин – повышает умственную работоспособность.
Препараты для лечения СДВГ у детей имеют возрастные ограничения. Перед применением — обязательное ознакомление с инструкцией.
Медикаментозная помощь при дефиците внимания у ребенка обуславливается симптоматическим действием. Необходимость употребления фармакологических средств растягивается на долгие годы. Длительная терапия облегчает симптоматику и помогает в интеллектуальном и социальном развитии.
Для лечения дефицита внимания у взрослых показаны такие препараты как:
- Рисперидон – оказывает седативное действие;
- Тиаприд – антипсихотическое средство со снотворным эффектом;
- Тенотен – устраняет тревогу, успокаивает;
- Пемолин – психостимулятор из ряда неамфитаминов;
- Магне В6 – участвует в передаче нервных импульсов.
Фармакологические лекарства для нормализации жизнедеятельности при СДВГ должны быть назначены специалистом, имеющим достаточный уровень квалификации. Самолечение недопустимо.
Прогноз
Рождение детей с синдромом дефицита внимания в последнее годы не редкость. Актуальность проблемы уже давно вышла за рамки проводимых в этой области научных исследований.
Перерасти синдром дефицита внимания и гиперактивности получается у 25% – 50% детей. С возрастом у некоторых больных симптоматика пропадает, человек становится полностью социально адаптированным членом общества. На этапе реабилитации очень важно, чтобы семья была активно вовлечена в процесс.
Коррекция и адаптация
Родным и близким необходимо избавиться от уверенности, что маленький человечек сможет справиться с проблемой самостоятельно.
Доктор Комаровский рекомендует при синдроме дефицита внимания и гиперактивности у детей:
- общение проводить в мягкой спокойной форме;
- исключать выражение эмоций и душевных переживаний;
- чаще стимулировать ребенка с помощью одобрения и похвал, особенно если он довел до конца начатое дело;
- разработать четкий режим дня и придерживаться его;
- на прогулке обеспечивать проведение энергичных игр;
- обогащать детский рацион необходимым количеством витаминов и минералов.
Профессор Заваденко Н.Н., исследовавший СДВГ, настаивает на комплексном лечении патологических отклонений. Коррекция симптомов синдрома дефицита внимания у детей, кроме медикаментозной помощи должна включать психотерапевтические и социально-педагогические методики:
- индивидуальное регулирование социального поведения;
- групповая и семейная психотерапия;
- развитие коммуникативных навыков;
- тренинги родительской компетентности;
- стратегические программы по организации и проведению школьного обучения;
- выбор индивидуальной образовательной программы.
Родителям детей с СДВГ нужно помнить, что сделать отпрыска счастливым, жизнерадостным членом общества вполне реальная задача. Общие усилия педагогического состава школы, социальных педагогов, членов семьи, врачей узкой специализации смогут помочь ребенку адаптироваться в социальной среде.